
Мастерская неконвенциональной прозы: теория и практика нарушения правил в пространстве повествования
О программе
Уникальность программы
Для кого
Структура программы
Результат обучения
Кураторы и преподаватели
Стоимость обучения
Требования к поступлению
О программе
Уникальность программы
Для кого
Структура программы
Результат обучения
Кураторы и преподаватели
Стоимость обучения
Требования к поступлению
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы
1 год
О программе
Проза гораздо в большей степени, чем поэзия, востребована широким читателем. Однако этот более высокий интерес к ней может даже выступать своего рода препятствием для художественного поиска. Читатель и критик, сталкиваясь с записанным прозой текстом, часто имеет уже готовые представления о том, какой проза может, а какой не может быть. Эти готовые представления – часто не очевидные, не проговариваемые, но в огромной степени определяющие событие встречи читателя и текста пред-установки восприятия.
Большая часть современной художественной прозы – проза коммерческая, то есть такая, от которой ожидают, что она должна продаваться. Некоммерческая проза часто воспринимается как некое нишевое и недостаточно профессиональное явление, и встреча с ней непривыкшего к таким текстам читателя часто приводит к своего рода когнитивному диссонансу. Этот когнитивный диссонанс может быть обусловлен тем, что такая проза нарушает те самые негласные конвенции, которые подразумевает сам порядок написания и обращения книг в обществе, не согласовывается с теми пред-установками восприятия, которые есть у многих читателей.
В рамках данного курса мне хотелось бы поставить вопрос об этих пред-установках восприятия по отношению к художественной прозе, попробовать понять, каковы они и откуда они берутся, увидеть стоящий за ними философский и теоретический бэкграунд, исторические и материальные факторы, их обусловливающие (под материальными факторами я имею в виду, в частности, сам порядок производства и циркуляции книг в обществе, неизбежно накладывающий и на сами тексты свою печать).
Также мне хотелось бы обсудить, каковым может быть продуктивное уклонение от этого «канона восприятия», как художественные тексты могут его подрывать или от него ускользать, и на пределе – менять и пересоздавать его. Можно было бы попробовать выявить и обсудить те правила, которые действуют в условно конвенциональной прозе, посмотреть, как с ними дело обстоит в прозе условно неконвенциональной, и попробовать предложить разные безумные альтернативы.
Этот курс отнюдь не подразумевает, что неконвенциональная проза обязательно лучше конвенциональной, он, скорее, хочет поставить под вопрос сами эти границы. Неконвенциональная проза – пространство более высокого риска, и движение в этом пространстве гораздо чаще приводит к творческим неудачам. Однако многие из наиболее замечательных в творческом плане вещей как раз и написаны на грани фола. Задача этого курса – не аналитическая деконструкция, а осмысление текстов и способов письма, предлагающих опыт художественного мышления поверх барьеров. Такого мышления, которое было бы равно свободно и от конвенций, которые ограничивают творческое письмо, и от навязчивого желания эти конвенции нарушать. Рассматриваемая в данном курсе проза – не протест или отрицание, а опыт свободного письма, которое может пересоздавать самые глубинные основания того, что считают художественным текстом. Таким образом, это курс в равной степени о том, как нарушать и устанавливать законы.
Про Андрея Платонова пишут, что он как-то сказал, что люди живут сейчас не по внутреннему закону свободы, а по внешнему предначертанию и все они сукины дети. Единственное требование, которое этот курс будет предъявлять к художественному тексту – это чтобы он был написан по внутреннему закону свободы, и именно о таких текстах мы будем говорить для того, чтобы понять – что это такое, внутренний закон свободы, и как он может осуществляться в художественной прозе.
В рамках курса планируется обращаться к текстам Андрея Платонова, Венедикта Ерофеева, Пимена Карпова, Фридриха Ницше, Андрея Белого, Уильяма Берроуза, Карлоса Кастанеды, Виктора Iванiва, Романа Михайлова.
Кураторы
и преподаватели
Стоимость
и сроки обучения
Обучение в Московской школе искусств и наук ММУ предполагает 1 траектории обучения:
Московская школа новой литературы
1 год
Срок обучения
90 тыс. руб.
Стоимость одного года обучения
Возможна помесячная оплата.
Другие программы

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
«Практикум по письму о театре»
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы:
1 год
Кураторы программы
Наталья Зайцева

Московская школа новой литературы
«Теория речевых актов и современная драматургия»

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
Twitter Opera
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы:
1 год

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
«Документальный театр»
Длительность программы:
1 год
Кураторы программы
Наталья Зайцева

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
«Драматург в движении»
Кураторы программы
Наталья Зайцева

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
«Личное – это теоретическое»: гибридный текст как способ рассказать историю
Длительность программы:
1 год
Кураторы программы
Наталья Зайцева

Московская школа новой литературы
Лаборатория поэзии и теории [ТРАНСЛИТ]
«Вторая профессия»: как быть писателем и не только. Общий вводный курс в редакционное дело
Старт программы
сентябрь 2021
Длительность программы:
1 месяц
Кураторы программы
Павел Арсеньев

Московская школа новой литературы
Лаборатория прозы и экспериментального литературоведения
Мастерская короткой прозы
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы:
1 год

Московская школа новой литературы
Лаборатория прозы и экспериментального литературоведения
«Катакомбы модернизма: фрагменты из истории насилия ХХ века»
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы:
1 год