
«Катакомбы модернизма: фрагменты из истории насилия ХХ века»
О программе
Уникальность программы
Для кого
Структура программы
Результат обучения
Кураторы и преподаватели
Стоимость обучения
Требования к поступлению
О программе
Уникальность программы
Для кого
Структура программы
Результат обучения
Кураторы и преподаватели
Стоимость обучения
Требования к поступлению
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы
1 год
О программе
Курс посвящен траекториям взаимоотношений между литературным модернизмом и опытом насилия ХХ века. В исследовательской литературе связь между ними обычно маркируется отсылкой 1) либо к насильственным практикам авангардистов, 2) либо к сложной истории сближений модернизма и фашизма, 3) либо к опыту Первой мировой войны и порожденным им фигурам жертв. На лекциях будет предпринята попытка выйти за рамки подобных моделей описания. Акцент будет сделан не на критике и разоблачении насильственных практик, эффектов, следов, но на амбивалентности такой художественной формы как «модернистский роман». Путем прочтения ряда текстов и помещения их в теоретический контекст, будет показано, что опыт насилия не вкладывается в прокрустово ложе современных этических конфигураций, стремящихся минимизировать или полностью исключить подобного рода опыт. Данный курс предполагает смещение читательского внимания с фигур «первого ряда» (Музиль, Кафка, Брехт), к авторам и текстам, прокладывающим менее очевидные, но не менее важные маршруты к сюжету «насилие и модернизм».
Предварительное знакомство с основными текстами по курсу (частью из них) приветствуется, но не является обязательным.
Структура программы
1. Насилие и модернизм: неизбирательное сродство
Постановка проблемы – насилие и модернизм, насилие модернизма, насилие vs. модернизм. Почему Рене Жирар бесполезен для данного курса. Как связаны между собой художественная форма и травматический опыт. Где берут начало насильственные истоки модернистской эстетики. О чем умалчивает полемика Лукача и Адорно о модернизме.
2. Бедность и «южный вопрос»: Павезе / Пессоа
Основные тексты: «Тюрьма», «Дом на холме» Чезаре Павезе; «Книга непокоя» Фернандо Пессоа
3. Природа страха: Рамю / Жионо
Основные тексты: «Трилогия» Шарля Фердинана Рамю («Царствование злого духа», «Смерть повсюду», «Небесная твердь»); «Король без развлечений» Жана Жионо
4. Катастрофа после воображения: Андерс / Шмидт
Основные тексты: «Катакомбы Молюссии» Гюнтера Андерса; трилогия «Ничейного отца дети» Арно Шмидта
5. Пустота насилия: Луи-Комбе / Дефоре
Основные тексты: «Пробел» Клода Луи-Комбе; «Обезумевшая память» Луи-Рене Дефоре
6. Литература чрезвычайного положения: Боланьо /Володин
Основные тексты: «Чилийский ноктюрн» Роберто Боланьо; «Писатели» Антуана Володина
7. Влечение мести: Бернхардт / Хандке
Основные тексты: «Происшествия» Томаса Бернхарда; «Второй меч» Петера Хандке
8. Неистовство образов: Краснахоркаи / Зебальд
Основные тексты: «Сатанинское танго» Ласло Краснахоркаи, «Кольца Сатурна» В. Г. Зебальда
Постановка проблемы – насилие и модернизм, насилие модернизма, насилие vs. модернизм. Почему Рене Жирар бесполезен для данного курса. Как связаны между собой художественная форма и травматический опыт. Где берут начало насильственные истоки модернистской эстетики. О чем умалчивает полемика Лукача и Адорно о модернизме.
2. Бедность и «южный вопрос»: Павезе / Пессоа
Основные тексты: «Тюрьма», «Дом на холме» Чезаре Павезе; «Книга непокоя» Фернандо Пессоа
3. Природа страха: Рамю / Жионо
Основные тексты: «Трилогия» Шарля Фердинана Рамю («Царствование злого духа», «Смерть повсюду», «Небесная твердь»); «Король без развлечений» Жана Жионо
4. Катастрофа после воображения: Андерс / Шмидт
Основные тексты: «Катакомбы Молюссии» Гюнтера Андерса; трилогия «Ничейного отца дети» Арно Шмидта
5. Пустота насилия: Луи-Комбе / Дефоре
Основные тексты: «Пробел» Клода Луи-Комбе; «Обезумевшая память» Луи-Рене Дефоре
6. Литература чрезвычайного положения: Боланьо /Володин
Основные тексты: «Чилийский ноктюрн» Роберто Боланьо; «Писатели» Антуана Володина
7. Влечение мести: Бернхардт / Хандке
Основные тексты: «Происшествия» Томаса Бернхарда; «Второй меч» Петера Хандке
8. Неистовство образов: Краснахоркаи / Зебальд
Основные тексты: «Сатанинское танго» Ласло Краснахоркаи, «Кольца Сатурна» В. Г. Зебальда
Кураторы
и преподаватели
Стоимость
и сроки обучения
Обучение в Московской школе искусств и наук ММУ предполагает 1 траектории обучения:
Московская школа новой литературы
1 год
Срок обучения
90 тыс. руб.
Стоимость одного года обучения
Возможна помесячная оплата.
Другие программы

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
«Практикум по письму о театре»
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы:
1 год
Кураторы программы
Наталья Зайцева

Московская школа новой литературы
«Теория речевых актов и современная драматургия»

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
Twitter Opera
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы:
1 год

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
«Документальный театр»
Длительность программы:
1 год
Кураторы программы
Наталья Зайцева

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
«Драматург в движении»
Кураторы программы
Наталья Зайцева

Московская школа новой литературы
Лаборатории драматургии и театральных практик
«Личное – это теоретическое»: гибридный текст как способ рассказать историю
Длительность программы:
1 год
Кураторы программы
Наталья Зайцева

Московская школа новой литературы
Лаборатория поэзии и теории [ТРАНСЛИТ]
«Вторая профессия»: как быть писателем и не только. Общий вводный курс в редакционное дело
Старт программы
сентябрь 2021
Длительность программы:
1 месяц
Кураторы программы
Павел Арсеньев

Московская школа новой литературы
Лаборатория прозы и экспериментального литературоведения
Мастерская короткой прозы
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы:
1 год

Московская школа новой литературы
Лаборатория прозы и экспериментального литературоведения
Мастерская неконвенциональной прозы: теория и практика нарушения правил в пространстве повествования
Старт программы
октябрь 2021
Длительность программы:
1 год